Незадолго до смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором утвердил завершение становления исламской религии. А сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своём прощальном паломничестве завещал крепко держаться за две незыблемые аксиомы жизненного пути: Коран и Сунну. Именно благодаря следованию этому завещанию Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до нас по Воле Аллаха дошла Его религия. Однако каких усилий это стоило нашим праведным предшественникам? Если в эпоху сподвижников Священный Коран уже имелся в письменном виде, то по сбору хадисов был начат долгий, кропотливый труд. Если раньше ответы на все вопросы были на устах Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то после его смерти возникла острая необходимость в систематизации знания. Если в первое время аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отвечали на стоящие в обществе вопросы прямым текстом, то уже очень скоро ситуация кардинально изменилась. За формирование права взялись лучшие умы исламской уммы. Учёба и знание быстро стали самыми приоритетными направлениями деятельности молодёжи. Необходимость становления фикха (исламское право) обусловила необходимость многих других шариатских дисциплин. Таких как, например, усуль аль-фикх (основы права) и хадисоведение, которые, в свою очередь, разделились на множество направлений, каждое из которых опиралось на собственные положения, выведенные из Корана и Сунны. Наука хадиса Первой и важнейшей задачей на пути к становлению исламского права были отбор и фиксация достоверных сообщений, передававшихся непосредственно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Так возникла наука о хадисах, разделы которой со временем превратились в самостоятельные дисциплины. Одной из таких дисциплин стала «наука отвода и подтверждения», посвящённая сбору сведений о передатчиках хадисов и изучению их жизни. Сказать, что огромная по своему объёму и скрупулёзности работа, проведённая исламскими учёными в этой области, не имеет аналогов в других конфессиях – ничего не сказать. Строгость, научность подхода и методики, применявшиеся хадисоведами, могут дать фору сегодняшним передовым информационным агентствам, снабжённым современнейшими средствами связи. Интересно, что основные принципы передачи сообщений были сформулированы уже в Коране и Сунне. Так, например, в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, попытайтесь выяснить (, правда ли это)…» (сура «Комнаты», аят 6). А в одном из хадисов сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и передавшего услышанное другим точно так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышавшего (непосредственно)» (Ат-Тирмизи). Хадис – это не просто слова, переданные от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), – это ещё и обязательно цепочка передатчиков (иснад). Перед тем как то или иное сообщение попадало в один из сборников, на которые мы сегодня опираемся как на первоисточники, каждое звено передачи хадиса было досконально изучено. Каждый передатчик получал экспертную оценку многочисленных мухаддисов (учёные науки хадиса) по около 10-20-балльной шкале. Причём учёным в области хадиса были присущи различные критерии подхода к оцениванию. Таким образом, на свет вышло огромное количество трудов, в которых были собраны сведения обо всех, кто передавал сообщения от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые из них повествуют исключительно о достойных доверия передатчиках, другие – лишь о слабых, третьи вобрали в себя обе категории. Ноутбук – ничто, жажда – всё В наши дни, когда небывалый прогресс в научной, экономической, политической, социальной, военной и других сферах жизни непрерывно ставит в очередь всё новые и новые вопросы, исламская умма как никогда нуждается в специалистах самых разных областей. Исламская молодёжь встаёт на ноги. Призыв с каждым днём набирает обороты. Первым шагом русскоязычных мусульман на пути к серьёзной исламской науке, доступным сегодня практически каждому, должна стать культура арабского языка. У великих учёных Золотых веков не было многого из того, чем сегодня располагаем мы. У них не было учебников по грамматике. Не было сборников хадисов, в достоверности которых сошлись учёные, и полных комментариев к ним. Не было толкований Корана и книг по жизнеописанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Не было предельно детализированных многотомников по исламскому праву. Не было университетов, кафедр и системы обучения как таковой. Не было яркого света ночью. И прохлады кондиционеров днём. Ни один учёный не обладал той библиотекой, которая сегодня легко умещается на одном DVD-диске. Наши великие предшественники преодолевали расстояния в сотни километров для того, для чего нам сегодня достаточно открыть книгу или включить компьютер. А из уважения к бумаге некоторые даже не поворачивались к ней спиной. Всего этого у них не было. Было другое. Другое, которое с лихвой заменяло учёным прошлого ноутбуки с библиотеками и Интернет с online-маджлисами, – жажда знаний. Жажда, которая заставляла их месяцами шагать по знойным днём и леденящим ночью пустыням в поисках, порой, одного-единственного хадиса. Жажда, которой нам сегодня так не хватает. Да укрепит нас Аллах!

Теги других блогов: ислам хадисы исламское право